Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и
дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен
для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об
окружающем мире.
Готовность ребенка к школьному обучению
в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования,
проведенные советскими психологами, показали, что значительная часть
трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно
в I классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В
результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка,
неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что
ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.
Сенсорное развитие детей дошкольного
возраста с нарушением речи отличается качественным своеобразием.
У детей зрение и слух физиологически
сохранны, однако процесс восприятия, который является компонентом сенсорного
развития, несколько затруднен - снижен его темп, сужен объем, недостаточна
точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного).
Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена
ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование
свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и
примериваний при решении наглядно-практических задач, дети затрудняются в
обследовании предмета. В то же время дети с общим недоразвитием речи, в отличие
от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме,
величине. Таким образом, эталонные представления не формируются своевременно.
Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных
цветовых оттенков. Не использует слова, обозначающие величины ("длинный
- короткий", "широкий - узкий", "высокий - низкий" и
т. д. ), а пользуется словами "большой - маленький". Недостатки
сенсорного развития и речи влияют на формирование сферы образов-представлений.
Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении
основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного
расположения. Можно говорить о замедленном темпе формирования способности
воспринимать целостный образ предмета. Влияет на это и недостаточность тактильно-двигательного
восприятия, которое выражается в недостаточной дифференцированности
кинестетических и тактильных ощущений (температуры, фактуры материала,
свойства поверхности, формы, величины), т. е. когда у ребенка затруднен
процесс узнавания предметов на ощупь.
Исследование зрительного восприятия
позволяет сделать выводы о том, что у дошкольников с нарушением речи данная
психическая функция отстает в своем развитии от нормы и характеризуется
недостаточной сформированностью целостного образа предмета. Исследования
показывают, что простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений
не отличается у этих детей от нормы. Затруднения наблюдаются при усложнении
заданий (узнавание предметов в условиях наложения, зашумления).
Так, эти дети воспринимают образ предмета в усложненных условиях с
определенными трудностями: увеличивается время принятия решения, дети не
уверены в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания. Число ошибок
опознания увеличивается при уменьшении количества информативных признаков
предметов.
У детей с отклонениями в речевом
развитии возникают трудностив пространственной ориентации. Дети в основном
затрудняются в дифференциации понятий «право» и «лево», обозначающих
месторасположение объектов, возникают трудности в ориентировке в собственном
теле, особенно при усложнении заданий. Способности устанавливать
пространственные отношения между явлениями действительности в практической
деятельности и понимать их в экспрессивной речи являются сохранными. Но в
экспрессивной речи дети часто не находят языковых средств для выражения этих
отношений.
Это результат нарушения процессов
перекодирования сохранной семантической программы в языковую форму.
Пространственные нарушения у детей с речевой патологией характеризуются
определенной динамичностью, тенденцией к компенсации.
Литературные источники указывают на
важную роль чувственного опыта в формировании речи, и в частности ее
номинативной функции. Восприятие и речь взаимообусловлены в своем формировании:
константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность
зрительных образов - с другой, формируются и развиваются под влиянием слова,
последнее же, в свою очередь, возникает и уточняется на основе чувственной
сферы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий